Региональный проект комплексной модернизации образования в Московской области
Рекомендации по отражению вопросов общественного участия в управлении в цикле августовских педагогических конференций
Приоритетным направлением развития образования в Российской Федерации является расширение общественного участия в управлении образованием на всех уровнях.
Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года включает мероприятие 17 «Формирование управляющих, попечительских, наблюдательных советов в образовательных учреждениях» и мероприятие 23 «Развитие системы публичной отчетности образовательных учреждений и организаций».
Расширение государственно-общественного управления образованием является актуальной задачей образовательной политики Московской области, Областной программы «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 гг.».
Формирование механизмов участия общественности в управлении образовательными системами различного уровня рассматривается как одна из приоритетных задач Национального проекта «Образование». Данная задача нашла свое отражение в механизмах реализации государственной поддержки образовательных учреждений и учителей и приобретает особую актуальность на новом этапе национального проекта, предусматривающего проведение комплексной модернизации региональных систем образования.
Осуществление нового масштабного направления национального проекта «Образование» – комплексной модернизации образования предъявляет особые требования к развитию общественного участия в управлении образованием.
Эффективная реализация основных направлений комплексной модернизации образования (введение новой модели оплаты труда, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования) предусматривает привлечение общественности на всех уровнях (образовательные учреждения, муниципальные и региональные образовательные системы).
Предусматриваемые Проектом глубокие изменения системы образования, несомненно, затрагивают интересы большинства представителей российского общества.
Объективный анализ их содержания позволяет утверждать, что общественность в полной мере является благополучателем проектируемых результатов и социальных эффектов реализации Проекта.
При этом существуют как серьезные социальные ожидания, так и вполне определенные социальные риски реализации ряда направлений и мероприятий комплексной модернизации. Очевидно, что общественное участие в реализации проекта должно способствовать их профилактике и минимизации.
Министерство образования Московской области предлагает на августовских педагогических конференциях в 2007 году обсудить следующие актуальные вопросы общественного участия в управлении образованием и реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области.
|
Направление комплексной модернизации |
Вопросы |
1 |
Введение новой системы оплаты труда |
Участие органов государственно-общественного управления образованием в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогическому персоналу общеобразовательного учреждения;
Участие органов государственно-общественного управления образованием в распределении фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений |
2 |
Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
|
Осуществление общественного контроля за целевым и рациональным расходованием финансовых средств общеобразовательного учреждения, эффективностью финансово-экономической деятельности.
|
3 |
Развитие региональной системы оценки качества образования
|
Механизмы формирования гражданского заказа образованию.
Результативность образования как предмет договора с гражданскими институтами.
Участие общественности в разработке критериев и индикаторов оценки качества образования.
Организация участия общественности в аттестации педагогических работников.
Организация общественного наблюдения (общественное наблюдение при проведении ЕГЭ, участие общественности в деятельности лицензионных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий).
Организация общественной экспертизы (мониторинга) соблюдения прав участников образовательного процесса.
Организация общественной экспертизы (мониторинга) качества условий организации образовательного процесса в школе.
Организация общественной экспертизы инновационных программ общеобразовательных учреждений.
Организация участия общественности в аккредитации общеобразовательных учреждений.
|
4 |
Развитие сети общеобразовательных учреждений. |
Участие общественности в разработке стандартов качества условий обучения.
Участие общественности в разработке программ развития сети, согласовании решений о реорганизации учреждения, изменении его статуса.
Участие общественности в управлении сельскими социокультурными комплексами.
Общественная экспертиза (мониторинг) условий организации образовательного процесса:
· выполнение требований к обеспечению оборудованием,
· выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса в школе;
· организация питания в школе;
· организация медицинского обслуживания;
· обеспечение условий безопасности жизнедеятельности.
Участие общественности в привлечении ресурсов для улучшения в общеобразовательном учреждении условий обучения, организации питания, деятельности по охране и укреплению здоровья.
Участие общественности в согласовании бюджетной заявке, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников.
Участие общественности в согласовании профилей обучения.
|
5 |
Развитие общественного участия
в управлении образованием |
Создание и организация деятельности органов государственно- общественного управления на муниципальном уровне, в общеобразовательных учреждениях.
Участие общественности в разработке муниципальных программ развития образования, программ развития образовательных учреждений.
Участие общественности в мониторинге и анализе эффективности управления муниципальной системой образования и учреждением.
Информационная открытость системы образования. Взаимодействие системы образования со СМИ.
Участие общественности в подготовке и представлении публичных отчетов (муниципального и школьного уровней).
Развитие системы обучения общественных управляющих. |
При подготовке и проведении августовских педагогических конференций рекомендуется использовать следующие формы:
- Общественные слушания;
- Презентации публичных докладов о состоянии и результатах развития муниципальных систем образования;
- Презентации публичных докладов общеобразовательных учреждений
- Интернет-форумы и Интернет-конференции;
- Круглые столы;
- Мастер-классы школ, имеющих опыт развития государственно-общественного управления;
- проектные семинары,
- деловые игры
Важнейшей задачей органов управления образованием по отражению проблем общественного участия в управлении проведении августовских педагогических конференций является обеспечение участия в мероприятиях представителей общественности, членов органов государственно-общественного управления и школьного самоуправления, организация их выступлений по предложенным вопросам.
До проведения мероприятий до сведения общественности должна быть доведена информация по ключевым аспектам развития общественного участия в управлении, предусмотренным комплексным проектом модернизации образования. Необходимая информация (документы, проекты документов, рекомендации, обобщенный опыт развития общественного участия в управлении образованием и др.) должны быть размещены на Интернет-сайтах органа управления образованием, образовательных учреждений, опубликованы в СМИ, тиражированы и распространены в виде буклетов, брошюр, сборников и т.п.
Рекомендуется следующий перечень документов:
- Рекомендации образовательным учреждениям по распределению стимулирующей части ФОТ;
- Регламент участия органа государственно-общественного управления в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогическому персоналу общеобразовательного учреждения;
- Примерное положение об управляющем совете общеобразовательного учреждения;
- Примерное положение о публичном докладе общеобразовательного учреждения;
- Примерное положение о публичном докладе о состоянии и результатах развития муниципальной системы образования;
- Методические рекомендации по оплате труда руководителей и специалистов муниципальных общеобразовательных учреждений, являющихся участниками комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование»";
- Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области
К освещению работы мероприятий необходимо широко привлекать средства массовой информации.
Результатом обсуждения вопросов общественного участия в управлении образованием на августовских педагогических конференций должны стать рекомендации участников обсуждений (конференции) педагогическим работникам и общественности, в которых целесообразно отразить согласованные подходы к решению указанных вопросов, видение перспектив и конкретные планы взаимодействия системы образования и общественности.
Необходимо обеспечить размещение данных рекомендаций на Интернет-сайтах органа управления образованием, образовательных учреждений, в СМИ.
Примерное положение о публичном докладе общеобразовательного учреждения
Примерное положение об управляющем совете общеобразовательного учреждения
|